Искусственный интеллект во всех его формах разрушает многие отрасли. Знающие люди согласны с тем, что нынешняя шумиха в СМИ необоснованна из-за ограничений текущих моделей глубокого обучения, оборудования и беспорядочных баз данных. Но ИИ захватил воображение широкой публики, что привело к появлению множества спекулятивных возможностей.

Как клинический психолог, я имел возможность наблюдать за развитием области психотерапии за последние 30 лет. От ориентированных на клиента гештальт-подходов 1970-х годов до появления когнитивно-поведенческих техник 1980-х и 1990-х годов, эмоционально-ориентированной терапии, основанной на привязанности, на рубеже веков и современных подходов осознанности к управлению стрессом и стрессом.

Это была дикая поездка, когда каждая мода отражала развивающиеся социальные, политические, научные, технологические и экономические реалии, лежащие в основе этих изменений в моей сфере.

Если мы решим верить нынешней шумихе в СМИ, похоже, что ИИ определит будущее психотерапии. Так как это может выглядеть? В своем нынешнем состоянии ИИ-терапия будет ограничиваться простым повторением обратной связи, побуждающим вас взглянуть на светлую сторону, проверкой вашего эмоционального состояния, исправлением искаженных познаний и т. Д. Не сильно отличается от поддержки, которую первокурсник получает от заботливого родителя, когда звонит домой или пишет текстовое сообщение в течение первого месяца отсутствия в школе. Полезный? Конечно, терапевтический? Что ж, это зависит от того, как вы определяете терапевтическое.

Что терапевтическое?

Люди ищут терапию не для информации, а для получения нового опыта, который приводит к новым изменениям. Доктор Элвин Марер , создатель экспериментальной психотерапии, утверждал, что экспериментальная терапия сделала вас качественно другим человеком, когда вы раскрыли свой более глубокий потенциал для переживания. Его подход несколько радикален: и клиент, и терапевт сидят бок о бок с закрытыми глазами, погружаясь в эмоционально напряженные сцены из жизни клиента. И, обращая внимание на телесные ощущения, терапевт направляет клиента в поисках более глубоких возможностей для переживания. По словам Марера, то, что он является яростным лунатиком или глубоко любящим и страстным супругом, а иногда и то и другое за один и тот же 90-минутный сеанс, может привести к значительным изменениям в клиенте.

Люди ищут терапию не для информации, а для получения нового опыта, который приводит к новым изменениям.

Доктор «Эмоционально сфокусированная терапия Леса Гринберга также направлена ​​на то, чтобы погрузить клиентов в момент переживания со значимыми другими людьми, хотя и в отсутствие других, и учит их задействовать свои адаптивные первичные эмоции, дремлющие под их дезадаптивными эмоциями. Его пустой стул для сеансовых упражнений приглашает клиентов обратить внимание на физическую, эмоциональную и когнитивную ткань их здесь и сейчас переживаний с отсутствующим другим, воплощенных в жизнь в терапевтический момент.

«Доктор Эмоционально ориентированная терапия на основе привязанности (EFT) Сьюзан Джонсон для пар преследует аналогичные цели, но с другими значимыми людьми, присутствующими в комнате. Не нужно представлять другого человека, который вас бесит, он или она прямо рядом с вами в комнате. Это эмпирически подтвержденный подход, который может привести к значительным изменениям в том, как пары реагируют на эмоциональные потребности друг друга и подсказывают связь, поддержку и успокоение.

Когнитивно-поведенческие подходы более целенаправленны и направлены на достижение более конкретных терапевтических целей, таких как уменьшение симптомов тревоги и депрессии. Их заявления менее возвышенны, более прагматичны и рентабельны, если вашей целью является облегчение симптомов.

Подходы, основанные на осознанности, утверждают, что более острая осведомленность о том, что происходит внутри вас, поможет вам по-другому реагировать на внешний мир.

Искусственный интеллект

Мое простое понимание ИИ показывает, что любая полезная итерация ИИ зависит от качества используемой базы данных и эффективности алгоритмов фильтрации данных для достижения желаемого результата. Что касается обучающихся машин, то есть надежда, что, как и человеческий мозг, машина сможет продолжать обучение за пределами исходной базы данных с помощью более сложной динамической алгоритмической обработки, интегрируя вводимые пользователем данные, чтобы помочь ей, машине учиться, расти и адаптироваться.

Лучшее подобие искусственного интеллекта, с которым я сталкивался в популярной культуре, - это Саманта, персонаж Скарлетт Йоханссон из фильма Спайка Джонга 2013 года «Она». В фильме Саманта - это операционная система искусственного интеллекта, которая обучается, развивается и адаптируется в контексте ее близких отношений с персонажем Хоакина Феникса. Она динамично развивается в контексте их отношений и в процессе становится эмоционально и эмоционально настроенной на него. Я должен признать, что в какой-то момент фильма, во время захватывающего момента приостановленного неверия, меня привлекла Саманта.

Мое влечение было скорее клиническим, чем романтическим, я восхищался ее способностью постоянно предвосхищать и сочувственно реагировать на возникающие у Хоакина уязвимости, желания и потребности 24–7.

На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как они оба меняются, переживая новые моменты взаимоотношений, ведущие каждого из них к более глубокому пониманию самих себя.

Первоначальную базу данных и динамические алгоритмы Саманты можно квалифицировать как привязанность. Один из первых вопросов к Хоакину при настройке ОС: «Как бы вы описали свои отношения с матерью?».

В случае терапевта Facebook Woebot база данных опирается на когнитивно-поведенческие принципы, а статический алгоритм разработан, чтобы реагировать на ваши искаженные модели мышления и эмоциональные состояния, которыми вы «делитесь» с ним. Woebot еще не научился чему-то у вас или у ваших «отношений» с ним, как если бы вы слышали по телефону обнадеживающие банальности ваших родителей, которые не изменились со времен начальной школы.

Что касается конфиденциальности, по словам Меган Молтени из Wired:

Поскольку Woebot не является лицензированным поставщиком медицинских услуг, любые разговоры с ним не защищены законом о конфиденциальности и безопасности медицинских данных. В то время как команда Woebot со своей стороны построила стену, чтобы сохранить анонимность всех пользователей Woebot, Facebook точно знает, кто вы. И Facebook, а не вы или Woebot, владеет всеми вашими разговорами.

Наконец, в этой статье Франсуа Шоле (AI Google) четко объясняются пределы возможностей ИИ-машины, познающей и развивающейся вместе со мной. Я согласен с Шолле в том, что знание - это воплощенный опыт и процесс, который простирается за пределы тела в интерсубъективную сферу и в мир. На это машины искусственного интеллекта не способны.

У машин также отсутствуют рекурсивные свойства, необходимые для терапевтического процесса, чтобы улавливать бессознательные процессы, которые динамически развиваются в терапевтических отношениях (см. Работу доктора Алана Шора о роли интерсубъективности в психотерапии). Интерсубъективно лежит в основе любого значимого процесса изменений, и человеческий беспорядок (то есть склонность к ошибкам, непоследовательность, межличностное напряжение и непонимание и т. Д.) Является необходимой и сложной частью процесса.

Поэтому между Войботом и Самантой я держусь и терпеливо жду Саманту, а тем временем снова наблюдаю за Ней, когда мне плохо.

Стоит поделиться?

Пожалуйста, хлопайте в ладоши и прокомментируйте ниже, если эти идеи нашли отклик у вас, и свяжитесь со мной в Twitter или по электронной почте [email protected], чтобы поделиться своими мыслями. Если вам понравилась эта история, порекомендуйте и поделитесь, чтобы помочь другим найти ее! Не стесняйтесь оставлять комментарии ниже.

Об авторе: Жак Лего, Психолог, клинический психолог, супервизор, тренер и оратор с более чем 15 000 часов непосредственной клинической работы с отдельными людьми, парами и семьями.