Глава 1 Введение

1.1 Предыстория

Федеративное обучение — это новая технология машинного обучения, которая позволяет проводить распределенное обучение на данных, разбросанных по нескольким устройствам, без необходимости передачи данных на центральный сервер. Этот подход идеально подходит для ситуаций, когда конфиденциальность данных имеет первостепенное значение, поскольку он защищает конфиденциальность, позволяя данным оставаться на устройствах. В последнее время федеративное обучение вызывает большой интерес из-за расширяющегося использования Интернета вещей (IoT) и других периферийных устройств, которые предлагают множество данных, которые можно использовать для машинного обучения.

Этот исследовательский проект направлен на изучение архитектуры, алгоритмов и проблем федеративного обучения. Проект начнется с введения в концепцию федеративного обучения, за которым последует краткое обсуждение его архитектуры и принципов работы. В ходе исследования также будут изучены различные алгоритмы федеративного обучения, а также их соответствующие преимущества и недостатки. Кроме того, в рамках проекта будут проанализированы ключевые проблемы, с которыми сталкивается федеративное обучение, такие как неоднородность данных, накладные расходы на связь, безопасность и конфиденциальность.

Конечная цель этого исследовательского проекта — дать всестороннее представление о федеративном обучении и его потенциальных приложениях. Этот проект важен для студентов, изучающих передачу данных и работу в сети, поскольку он дает возможность изучить и проанализировать последние тенденции и методы машинного обучения, которые имеют большое значение для передачи данных и работы в сети.

1.2 Обзор литературы

Было проведено несколько исследований для изучения эффективности федеративного обучения в различных областях. В области здравоохранения Zhao et al. [1] предложили подход федеративного обучения для прогнозирования начала болезни Альцгеймера с использованием данных визуализации головного мозга. Они продемонстрировали эффективность подхода, добившись более высокой точности прогнозирования по сравнению с традиционными подходами машинного обучения.

В области финансов Yu et al. [2] предложили подход федеративного обучения для оценки кредитного риска, который превзошел традиционные методы с точки зрения точности и скорости сходимости.

Что касается разработки алгоритмов, Konečný et al. [3] предложил алгоритм федеративного стохастического градиентного спуска (FSGD) для распределенного обучения в условиях, отличных от iid. Они показали, что алгоритм FSGD превосходит другие методы федеративного обучения с точки зрения точности и скорости сходимости.

Совсем недавно Ли и соавт. [4] предложили подход к безопасному федеративному обучению, который включает в себя как дифференциальную конфиденциальность, так и безопасные многосторонние вычисления для обеспечения конфиденциальности и безопасности данных в процессе федеративного обучения. Они продемонстрировали эффективность подхода, сохранив конфиденциальность данных, но при этом достигнув высокой точности обучения модели.

Более того, в литературе было выявлено несколько проблем, связанных с федеративным обучением. Одной из серьезных проблем является неоднородность данных, хранящихся на разных устройствах, что может привести к необъективным моделям. Еще одной проблемой являются накладные расходы на связь, которые увеличиваются с увеличением количества устройств, участвующих в процессе федеративного обучения. Кроме того, возникают проблемы с безопасностью и конфиденциальностью из-за того, что данные распределяются между несколькими устройствами.

Глава 2: Архитектура

Федеративное обучение — это метод машинного обучения, который позволяет нескольким объектам обучать общую модель без ущерба для конфиденциальности своих данных. Этот раздел дает представление об архитектуре федеративного обучения.

  • Клиентские устройства. Клиентские устройства, такие как мобильные телефоны и ноутбуки, являются сердцем архитектуры федеративного обучения. Они выполняют обучение локальной модели, используя свои соответствующие наборы данных, гарантируя, что данные останутся конфиденциальными, а сущности сохранят контроль над своими данными. Эта функция делает федеративное обучение идеальным решением для приложений, требующих конфиденциальности данных, таких как здравоохранение и финансовые услуги.
  • Сервер. Сервер в Federated Learning отвечает за координацию всего процесса обучения. Он получает обновления локальной модели от клиентских устройств, объединяет их и создает новую глобальную модель. Сервер не имеет доступа к необработанным данным. Вместо этого он получает только обновления параметров модели от каждого устройства. Роль сервера аналогична роли центрального концентратора, который собирает информацию с каждого устройства, обрабатывает ее и отправляет обратно обновленную глобальную модель на каждое устройство.
  • Протокол связи. Протокол связи обеспечивает эффективную и безопасную связь между клиентскими устройствами и сервером. Он определяет информацию, которую клиентские устройства отправляют на сервер, и обновления, которые сервер отправляет клиентам. Протокол должен быть тщательно разработан, чтобы сбалансировать накладные расходы на связь с требованиями модели к точности и конфиденциальности.
  • Обновления локальной модели. Во время каждого раунда федеративного обучения каждое клиентское устройство обучает локальную модель, используя свои данные, и вычисляет обновление модели. Обновление модели содержит информацию об изменениях, внесенных в веса модели на основе локальных данных. После создания обновлений модели они отправляются на сервер для агрегирования и создания новой глобальной модели.
  • Агрегация. Компонент агрегации играет важнейшую роль в создании новой глобальной модели путем объединения обновлений модели, полученных от клиентских устройств. Сервер использует алгоритм агрегации, который определяет математическую операцию, используемую для объединения обновлений модели. Алгоритм может быть простым или сложным, с учетом производительности каждого устройства для взвешивания вкладов. Хорошо продуманный алгоритм агрегации может значительно повысить производительность и эффективность системы федеративного обучения.
  • Глобальная модель. Глобальная модель создается сервером путем объединения обновлений модели, полученных от клиентских устройств. Это средневзвешенное значение обновлений модели с весами, определяемыми алгоритмом агрегирования. Затем эта глобальная модель отправляется обратно на клиентские устройства, которые используют ее в качестве отправной точки для следующего этапа локального обучения.

В заключение можно сказать, что федеративное обучение — это инновационный подход, который позволяет нескольким организациям совместно обучать общую модель, сохраняя при этом конфиденциальность данных. Понимание архитектуры федеративного обучения может помочь разработчикам создавать более совершенные и безопасные модели машинного обучения, которые можно обучать на данных, распределенных по нескольким устройствам и объектам. Архитектура федеративного обучения обеспечивает сохранение конфиденциальности данных, эффективную и безопасную связь, а алгоритм агрегирования предназначен для повышения производительности и эффективности системы.

Глава 3: Приложения и проблемы

3.1 Приложения

Федеративное обучение стало революционной технологией, которая трансформирует область искусственного интеллекта и науки о данных. Это ключевая технология повышения конфиденциальности для специалистов по данным и компаний, позволяющая получать доступ к более широкому спектру данных, обучать более качественные модели ИИ и повышать рентабельность инвестиций в проекты ИИ и науки о данных.

Без централизации данных, гарантируя, что конфиденциальная информация останется в безопасности, федеративное обучение произвело революцию в области науки о данных, позволив исследователям извлекать ценные идеи из огромных объемов данных, которые в противном случае были бы недоступны.

Вот некоторые из ключевых приложений федеративного обучения:

  • Федеративное обучение может активировать функции прогнозирования на смартфонах без ущерба для пользовательского опыта и утечки личной информации. Приложения включают предсказание следующего слова, распознавание лиц и распознавание голоса.
  • Федеративное обучение можно использовать для разработки прогностических моделей для медицинских приложений с сохранением конфиденциальности пациентов, что делает его идеальным решением для разработки персонализированных медицинских решений.
  • Федеративное обучение может помочь в разработке моделей, способных адаптироваться к изменениям в системах IoT, сохраняя при этом конфиденциальность пользователей. Эта технология находит применение в автономных транспортных средствах, умных домах и носимых устройствах.
  • Федеративное обучение может использовать расширенные локальные ресурсы на каждом устройстве, обеспечивая более быстрые и эффективные вычисления на периферии. Эта технология может ускорить и улучшить производительность моделей машинного обучения в различных приложениях.

3.2 Проблемы

Федеративное обучение — относительно новая область исследований в области машинного обучения. Инвестиции и текущие исследования растут с невероятной скоростью. Несмотря на то, что во многих исследованиях были предсказаны огромные преимущества, часть реализации является сложной задачей, поскольку необходимо охватить множество областей. Вот некоторые из основных проблем, связанных с созданием федеративного обучения:

  • Дорогая связь. Модели федеративного обучения требуют частой связи между узлами. Это требует высокой емкости хранилища и пропускной способности. Кроме того, федеративные сети состоят из большого количества устройств, что может привести к замедлению связи.
  • Неоднородность системы. Использование нескольких устройств приводит к различиям в оборудовании, сетевом подключении, хранилище, вычислительных и коммуникационных возможностях. Методы федеративного обучения должны быть разработаны таким образом, чтобы они могли работать с разнородным оборудованием и были надежными в случае отказа какого-либо устройства из-за потери соединения.
  • Статистическая неоднородность. Устройствам часто приходится генерировать и собирать данные неодинаковым образом, распределенным по сетям. Кроме того, количество точек данных на разных устройствах может значительно различаться. Проблемы возникают при обучении федеративных моделей на данных, которые неравномерно распределены по устройствам.
  • Конфиденциальность. Существующие алгоритмы сохранения конфиденциальности могут оказаться недостаточными для федеративного обучения. Угроза конфиденциальности неизбежна при включении нескольких устройств. Это необходимо решить.

Глава 4: Сравнение с другими подходами к машинному обучению

4.1 Подходы к машинному обучению

Машинное обучение — это область искусственного интеллекта, которая учит компьютеры учиться на данных и делать прогнозы или принимать решения. Существуют разные подходы к машинному обучению в зависимости от типа проблемы, типа и объема данных и желаемого результата. Некоторые из основных подходов:

Обучение под наблюдением. В этом подходе используются помеченные данные для обучения модели, которая может предсказывать результат для новых входных данных. В контролируемом обучении используются такие методы, как классификация и регрессия.

Обучение без учителя. Этот подход использует немаркированные данные для поиска скрытых шаблонов или структур в данных. В неконтролируемом обучении используются такие методы, как кластеризация и уменьшение размерности.

Обучение с подкреплением. Этот подход использует метод проб и ошибок и вознаграждения, чтобы научить модель взаимодействовать с окружающей средой. Обучение с подкреплением использует такие методы, как градиент политики и Q-обучение.

Глубокое обучение. Этот подход использует несколько слоев искусственных нейронных сетей для изучения сложных и многомерных данных. Например, модель глубокого обучения может научиться распознавать лица или речь, используя несколько слоев нейронов, обрабатывающих различные характеристики входных данных. Глубокое обучение — это область машинного обучения, в которой могут использоваться методы обучения с учителем, без учителя или с подкреплением.

4.2 Подходы к федеративному обучению

Существуют разные подходы к федеративному обучению в зависимости от того, как распределяются данные, как обучается модель и как обеспечивается конфиденциальность и безопасность. Вот некоторые из различных подходов:

Федеративное обучение на нескольких устройствах. Этот подход включает обучение модели на нескольких устройствах, таких как смартфоны или устройства Интернета вещей, которые имеют локальные образцы данных. Устройства взаимодействуют с центральным сервером, который собирает обновления моделей и отправляет их обратно на устройства. Этот подход может быть полезен для таких приложений, как распознавание речи или классификация изображений, которые используют данные с персональных устройств.

Федеративное обучение между разрозненными блоками. Этот подход включает обучение модели на нескольких серверах или в организациях, имеющих локальные образцы данных. Серверы или организации взаимодействуют с центральным сервером или одноранговой сетью, которая собирает обновления модели и отправляет их обратно на серверы или в организации. Этот подход может быть полезен для таких приложений, как здравоохранение или финансы, которые используют данные из разных учреждений.

Горизонтальное федеративное обучение. Этот подход предполагает, что данные разделены по горизонтали, что означает, что у разных сторон есть разные образцы одних и тех же функций. Например, две больницы могут иметь разные записи пациентов, но с одинаковыми атрибутами. Горизонтальное федеративное обучение может использовать такие методы, как методы на основе градиента или усреднение модели, для обучения модели на разных сторонах.

Вертикальное федеративное обучение. Этот подход предполагает, что данные разделены по вертикали, что означает, что разные стороны имеют разные характеристики одних и тех же выборок. Например, две компании могут иметь разную информацию об одних и тех же клиентах. Вертикальное федеративное обучение может использовать такие методы, как безопасные многосторонние вычисления или гомоморфное шифрование, для обучения модели на разных сторонах.

Федеративное трансферное обучение. Этот подход направлен на передачу знаний из одной области в другую в федеративной среде.

Федеративное обучение можно сравнить с другими подходами к машинному обучению, такими как централизованное и распределенное обучение, на основе трех критериев: расположение данных, обучение модели, конфиденциальность и безопасность. Таблица, сравнивающая федеративное обучение с централизованным и распределенным обучением, показана ниже:

Централизованное обучение:

При централизованном обучении все обучающие данные собираются и хранятся в одном месте, и на этих данных обучается единая модель машинного обучения. Вот плюсы и минусы такого подхода:

Плюсы:

  • Централизованное обучение позволяет легко управлять данными и контролировать их, поскольку все данные хранятся в одном месте.
  • Обучение одной модели на всех данных приводит к повышению точности и производительности, поскольку модель имеет доступ ко всем данным.

Минусы:

  • Централизованное обучение требует, чтобы все данные были переданы в центральное место, что может быть дорогостоящим и трудоемким.
  • Существуют проблемы с конфиденциальностью, связанные с централизованным обучением, поскольку все данные хранятся в одном месте, что может быть уязвимо для нарушений безопасности.

Распределенное обучение:

При распределенном обучении данные распределяются по нескольким узлам, и на каждом узле обучается отдельная модель машинного обучения. Вот плюсы и минусы такого подхода:

Плюсы:

  • Распределенное обучение обеспечивает лучшую масштабируемость, поскольку данные могут быть распределены по нескольким узлам, а вычисления могут быть распределены по нескольким машинам.
  • Распределенное обучение может быть более безопасным для конфиденциальности, поскольку данные не централизованы в одном месте.

Минусы:

  • Распределенное обучение может быть сложным для реализации, поскольку данные должны быть разделены и распределены по нескольким узлам, что может быть сложным.
  • Обучение отдельных моделей на каждом узле может привести к несоответствиям и снижению точности, поскольку каждая модель имеет доступ только к подмножеству данных.

Федеративное обучение:

Федеративное обучение — это гибридный подход, сочетающий аспекты как централизованного, так и распределенного обучения. При федеративном обучении обучающие данные распределяются по нескольким узлам, но модель машинного обучения обучается децентрализованно, при этом каждый узел вносит свой вклад в процесс обучения. Вот плюсы и минусы такого подхода:

Плюсы:

  • Федеративное обучение обеспечивает лучшую конфиденциальность, поскольку данные остаются на локальных узлах и не передаются на центральный сервер.
  • Федеративное обучение может быть более эффективным, поскольку вычисления распределяются между несколькими узлами, и между узлами передаются только обновления модели.

Минусы:

  • Для федеративного обучения требуются специализированные алгоритмы, которые могут обрабатывать распределенный характер обучающих данных, что может быть сложно реализовать.
  • Федеративное обучение может привести к снижению точности, поскольку обучающие данные распределяются по нескольким узлам, и каждый узел может иметь разные распределения данных и смещения.

Глава 5: Заключение

В заключение можно сказать, что федеративное обучение — это многообещающий подход, которому в последние годы уделяется большое внимание. Его уникальная архитектура позволяет децентрализованно обучать модели без ущерба для конфиденциальности данных. Используя возможности распределенных вычислений, федеративное обучение может достичь высокой точности в широком диапазоне приложений. Одним из ключевых преимуществ федеративного обучения является его способность обрабатывать большие объемы данных, которые в противном случае было бы невозможно передать на централизованный сервер. Кроме того, федеративное обучение снижает риск утечки данных, обеспечивая конфиденциальность и безопасность данных. Это может быть особенно важно в таких отраслях, как здравоохранение, где необходимо защищать конфиденциальные данные. Каждый из этих алгоритмов имеет свои уникальные преимущества, и выбор наиболее подходящего подхода зависит от конкретного варианта использования. , на стороне сервера, протокол связи, обновления модели и алгоритм агрегации. Каждый уровень играет решающую роль в обеспечении успеха федеративного обучения, и любые улучшения, внесенные в один уровень, могут значительно повлиять на общую производительность. В целом, федеративное обучение — перспективная технология, которая быстро набирает популярность. Говоря о проблемах, одна существенная проблема заключается в том, что данные на каждом устройстве могут быть не iid (независимыми и одинаково распределенными), а это означает, что может быть сложно обеспечить согласованность модели, обученной на каждом устройстве. Кроме того, могут возникнуть проблемы с неоднородностью устройств, поскольку разные устройства могут иметь различное аппаратное и программное обеспечение. Поскольку мы продолжаем изучать весь его потенциал, важно помнить об этических и юридических соображениях, связанных с конфиденциальностью и безопасностью данных. Поступая таким образом, мы можем гарантировать, что федеративное обучение останется ценным и устойчивым подходом к машинному обучению.

Рекомендации

[1] Гош, Т.; Палаш, МВД; Юсуф, Массачусетс; Хамид, Массачусетс; Моновар, ММ; Алассафи, М.О. Надежный распределенный подход к глубокому обучению для обнаружения болезни Альцгеймера по изображениям МРТ. Preprints.org 2023, 2023050044. https://doi.org/10.20944/preprints202305.0044.v2.

[2] Федеративное обучение для оценки кредитных рисков — Researchgate. Доступно по адресу: https://www.researchgate.net/publication/364166166_Federated_Learning_for_Credit_Risk_Assessment (дата обращения: 9 мая 2023 г.).

[3] Yang, H.H. et al. (2022) Федеративный стохастический градиентный спуск порождает самоиндуцированный импульс, arXiv.org. Доступно по адресу: https://arxiv.org/abs/2202.08402 (дата обращения: 9 мая 2023 г.).

[4] Ли, П. и др. (2017) «Многоключевое глубокое обучение с сохранением конфиденциальности в облачных вычислениях», Компьютерные системы будущего поколения, 74, стр. 76–85. doi:10.1016/j.future.2017.02.006.